Сокровищница мудрости Востока
Центр восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН
О ЦЕНТРЕ Персоналии English
РЕСУРСЫ

ПРОЕКТЫ

Материалы по истории буддизма в Забайкалье XIX-нач. XX вв.

Документ выдан по ключевому слову: Рагузинский

2.9. Указ его Императорского Величества Самодержца Всероссийского, из Иркутского Губернского Правительсва, управляющему Зайсанскою должностью в Подгородном роде. 7 декабря 1807 г.


<16>

Губернское Правительство рассматривая дело по оном продолжаемое по поводу прошения вступивших цонгольских братских кумирен, от Главного ламы Бандиды хамбы Депутата Сономпиля Кытыркуева, а последовавших по оным от бывшего Господина Сибирского Генерал Губернатора, Сенатора и Кавалера Селифонтова предписаний, по которому значит: что тот Кытыркуев просил о Уполномочении его Главным над всеми состоящими за Байкалом кумирнями и ламами, ламою бандидой хамбой доказывая поколенное на то право. Вследствие сего бывшее Губернское Правление извлекши историческое о сем предмете сведение, учиненным прошлого 1805 года Марта 30-го числа постановлением заключало: I-е, что претендатель цонгольских братских кумирен Главный лама бандид хамба и Депутат Сонопил Кытыркуев в достоинство сие возведен по правам укорененным с издревле, удинскою провинциальною канцеляриею, в прошлом еще 1778 году как о том видно по делам имеющимся в Губернском Правлении; 2-е, чтоб над всеми ламами быть одному Главным установлено право со времен подданства сих народов утвержденного всероссийскому престолу и потом подтвержденному с трактации здешней Границы, и политических об оных положениев, бывшим полномочным послом иллирийским Графом Рагузинский'>Рагозинским; 3-е, власть Главного ламы над всеми прочими существовала в Цонгольском роду даже до 1783 года, в течение коего поколебалась с мая по одним вышедшим как из обстоятельств заметить можно между первенствующими ламам неудовольствиям, а больше по зависти от того, что в одно время двое сделались достоинствами равны, кроме же сего нет никаких в виду особенных причин, к расстройке столько лет существовавшего положения ибо: 4-е И Удинская Провинциальная Канцелярия разделение кумирням основала на одних мысленных предубеждениях, и что всего страннее, что поставила она в резон к разделению кумирен и к удалению помянутого Кытыркуева от заведывания всех лам и кумирен только тот, что находившийся с ним с Кытыркуевым Главный же лама бандида хамба Ширетуй Агалдаев и прочие имели между собой несогласие, и потому она провинциальная Канцелярия положила Агалдаева оставить при половине кумирен, состоящих по стороне Селенги реки независимым Сономпилю Кытуркееву. – Но к положению таковому весьма слабые в виду были резоны – ибо прекратить несогласие, и восстановить всегдашнее спокойствие зависило от Канцелярии употребить два средства, или сделать приличное внушение или строгое подтверждение, и ближе всего согласиться с тем, чтоб отдав власть одному, надеятся на спокойствие всех нежели учредя две власти, видеть в последствии на и более вышедшие распри и сугубое неудовольствие, некоанчивающееся в течение более двадцати лет, да едва ли и могущее окончиться иначе, как не восстановлением отнятых бывшею Удинскою провинциальною Канцеляриею у Главного ламы Сономпиля Кытыркуева преимуществ, яко исстари ему присвоенных поколенным правом. При чем как Удинскою провинциальною так и Иркутскою губернскою Канцеляриями, не было принято в основание Высочайшее Именное повеление в 6-й день Марта 1783 года состоявшееся, коего между прочем в 4 пункте сказано: о разных народах, населяющих Иркутскую Губернию: «Вообще начальству стараться, колико можно без притеснения тяжбы и ссоры миролюбно между ними прекращать». А в последующем затем Именном же Высочайшем указе в 22-й день Февраля 1784 года изображено: именно «непременное Императорского Величества желание есть дабы всем какого бы кто рода и закона ни был пользоваться неотъемлемо преимуществами, к коим порода его от заслуженных предков происходящая или же отменные личные заслуги дают ему право». А следуя сему, и обращая внимание на права, присвоенные издревле помянутым Главным ламам, имеющим под зависимостью своею все состоящие до разделения Удинскою провинциальною Канцеляриею кумирни и лам, губернское правление не только справедливым, но и

<16об>

Нужным почитает, существование то обратить в первобытное положение, находя к тому две не неважные причины, первую ту, что вверя управление одному Главному ламе, т.е. тому, который наследственно получил достоинство пред другим, можно сравнить с тем положением, как состоят Церкви Российские под Епархиальным в Губерняих управлением, и отчего более зависит и восстановиться должно спокойное пребывание всех лам и их единоверцев, нежели находясь между двумя, взирать на питаемое друг на друга неудовольствие, могущее легко весть в народ противные к уважению степени ламской мысли, а поводом того домогаться и меньшим ламам разделения власти. Вторую: причину ту, что когда утверждено будет право одного Главного ламы, то тем исполниться в самой точности законодательное установление, о непоколебимости преимуществ народов здешних долженствуемых поддерживаться от начальства. Не делая однако ж по сему постановления исполнения, предать на уважение и благорассмотрение бывшего господина Сибирского Генерал Губернатора, поднеся в оригинале и учиненную в Губернском Правительстве из дела выписку, что тогда же и исполнено было. Но когда по постановлению сему сделано было помянутому господину Сибирскому Генерал Губернатору, Сенатору и Кавалеру Селифонтову представление, то он находя в сведениях Правительством извлеченных недостатки предписывал дополнить: I-е, с начала подданства России братских кто именно были у них Главные ламы, один после другого по самое кумирен разделение, каким порядком, из кого и кем они в сие достоинство определялись; 2-е по каким точно причинам возникло разделение власти, и кто тогда первые в тех и других кумирнях были Главные ламы, независящие один от другого, объясняя особенно в хоринском кем он возведен в сие достоинство; 3-е сколько ныне всех лам и где именно находятся без платежа и с платежом ясака. Губернское Правление, истребуя таковые сведения от Троицкосавской Пограничной Канцелярии, представило ему Господину Селифонтову Апреля 9 числа с таким изъяснением, что Губернское правительство в рассуждении учреждения Главным ламою над вышепоказанными кумирнями и ламами означенного бандиды хамбы сономпиля кыиыркуева и теперь остается при том же своем мнении, какое объясняемо было от имени Губернского правления в донесении от 1-го числа Апреля 1805 года, поколику вышедшее от некоторых того заведывания людей отзывы соединения ламского единовластия, противоречащие яко к частным, а не общим выгодам относящиеся, по резонам в том прежнем мнении, объясненным уважения заслуживают – Но сие никакого уже отзыва и разрешения Правительство не имеет. Между тем селенгинских 5ти кумирен Главный лама Бандид Данжин Габан Ишизамсуев в рапорте от Февраля месяца сего 1807 года Губернскому Правительству объясняет: что находящиеся в ведении его ламы и общественники никогда и никому не изъявляли своего желания быть у означенного Главного ламы бандиды Сономпиля Кытыркуева под заведыванием, да и никогда не было их поползновения. – А по какому поводу оный Кытыркуев приступил прошением о таковом предмете как ему Замсуеву состоит своим отделением в равенстве с ним, да и определен в несомое им звание Указом Губернского Правительства, в каковом того Кытыркуева предприятии считается он обиженным. В рассуждении чего сие правительство просит означенному Кытыркуеву сделать отказ, а дабы он и на будущее время не мог сделать подобной сему к затруднению случится могущей переписки затеянности, учинить ему воспрещение. По рассматривании же всего того Губернское правительство 24 числа ноября сего года по указу Его Императорского Величества приказали: как из обстоятельств в справке объясненных явствует, что все бывшие переписки о уполномочии над всеми в забайкальском крае ламами одного цонгольских кумирен Главного ламы бандиды хамбы Сономпиля Кытыркуева кончились тем, что Губернское Правительство, положив решительно утвердить его одного и собрав дополнительные на то по обстоятельствам дела сведения, представило на рассмотрение бывшего Господина Сибирского Генерала Губернатора, Сенатора

<17>

и Кавалера Селифонтова, но от него разрешение не получено, между тем упоминаемый Кытыркуев уже помер, однако ж многие ламы быть под его заведыванием не согласились, равно и вышеизъясненный селенгинских 5 кумирен Главный лама бандида Данжин Габан Иши Замсуев объявил то же, следовательно чрез смерть Кытыркуева прекратилось и настояние его, но предположение Правительства, чтобы иметь над теми кумирнями, то есть: кои состояли у Кытыркуева и состоят у Замсуева и Агалдаева, остается без действия; для приведения же его в свою силу потребно теперь одно средство, чтобы дать сие преимущество или Замсуеву, или Агалдаеву, из коих первый заведывает и управляет селенгинскими цонгольскими кумирнями, а Агалдаев Нерчинскими, то есть хоринскими; но поелику по обычаю до селе введенному иначе сие исполнить нельзя, как надобно видеть общее иноверцев и лам согласие, кого они из них признают достойными степени бандиды хамбы, то есть Замсуева ли или Агалдаева, и для того Верхнеудинскому Земскому Суду послать указ и велеть объявить ламам цонгольских и хоринских кумирен, чтобы они прилежно обдумали о той пользе, какую Правительство находит, чтобы над всеми кумирнями за Байкалом состоящими, был один Главный лама, так называемый бандида хамба, а не двое, как доселе было и существует, для чего и учинили б один на одного которого-либо выбор, то есть на Замсуева или Агалдаева, ежели же сего исполнить нельзя по одному только тому, что показанные кумирни разделены на два ведомства, то есть одни состоят в Селенгинске, а другие в Нерчинске, то решительно уже сделать, то чтоб Замсуева не только 5 кумирен кои ныне у его состоят, но и те, коими заведывал Кытыркуев управлял и был главным; всем же начальникам братских забайкальских родов из Правительства послать Указы с тем, чтобы и они вошли в соображение обстоятельства сего и учинили положение, кому дать степень бандиды хамбы над всеми кумирнями и ламами, положение сие велеть земскому суду для утверждения представить Правительству, а по получении всего того учинить особое и решительное постановление.

Декабря 7 дня 1807 года. Советник Горлов.


Ключевые слова в этом документе

| Главный лама (8/4) | Кытыркуев (8/1) | Замсуев (6/4) | Агалдаев (5/7) | Бандидо Хамба (4/26) | Селифонтов (2/1) | Байкал (2/9) | хоринцы (2/3) | Селенгинск (1/13) | Троицкосавская Пограничная Канцелярия (1/2) | Удинская Провинциальная Канцелярия (1/3) | Верхнеудинский Земский Суд (1/1) | цонголы (1/4) | Горлов (1/2) | Ишизамсуев (1/1) | Кытуркеев (1/2) | Нерчинск (1/4) | Рагузинский (1/4) | Россия (1/19) | Селенга (1/7) |

УКАЗАТЕЛЬ

Книжный магазин Центра восточных рукописей и ксилографов


Бадлаева Т. В.
История светских библиотек в Забайкалье (вторая половина XIX в. - февраль 1917 г.)



История и культура народов Центральной Азии: наследие и современность. Ч. 1. История, источниковедение, историография, культура и образование. Ч. 2. Этнография, религиоведение, язык, фольклор и литература: Сб. науч. ст.


Andrey Bazarov and Nikolay Tsyrempilov
Catalogue of Tibetan gSung 'bum Collection of Centre of Oriental Manuscripts and Xylographs of the Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan studies of Siberian Branch of Russian Academy of Sciences. Volume I. Non-dGe lugs and Early dGe lugs sections

Полный список книг ->
О ЦЕНТРЕ Персоналии English
Copyright © 2002-2021 Олег Ринчинов

© Все права сохранены. Страницы этого веб-сайта могут быть свободно связаны с другими веб-страницами. Содержание не подлежит повторному изданию, изменению без особого разрешения. Сайт находится в стадии разработки, поэтому любая информация может быть неполна или неточна. Мы приглашаем Вас присоединиться к выполнению нашего проекта.