Сокровищница мудрости Востока
Центр восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН |
О ЦЕНТРЕ | Персоналии | English |
Материалы по истории буддизма в Забайкалье XIX-нач. XX вв.Документ выдан по ключевому слову: Агалдаев 2.7. Указ Ее Императорского Величества Самодержицы Всероссийской из Иркутского наместнического правления Главному Ламе Бандиде и ханбе Агалдаеву. 17 января 1792 г.<12> По переводу с доношения кочующие по восточной стороне Селенги реки братских пяти кумирен вам Агалдаев'>Агалдаеву в котором значит с ведомства подчиненных вам пяти кумирен ясашные хувараки по своей воле намерены принимать духовные саны, а как сие не только предписания вышних начальств но и их особливо духовной религии есть весьма несогласно к тому ж и в сборе ясака предстоять будут затруднения то во избежание законного нарушения и обеспечения казны за нужное в сим предваряя наместническое правление просили не благоугодно ли будет оному силою власти своей чрез предписание верхнеудинскому земскому суду таковое самовольство хувараков приказать пресечь и велеть как их закон велит производство в ламы и представление об оных как и до сего было предоставить вам и кумиренным ламам о чем и вас не оставить милостивым предписанием а поправка бывшей губернской Канцелярии из дел выведенной оказалось 1-е от Главного ламы бандида ханбы депутата Кетуркуева что наш бог Шигемуни научает нас в 3-х статьях приводить в познание ево и распространить данной от него закон по коему бы можно получить вышние блаженства и по тем статьям с самого начала и до ныне во всей кумирне в лице бога сидел мужеской и женской пол как от мала до велика в большом собрании по означенным <12об> трем статьям учинил и увещевал Я как моя учительская ламская должность и все как наученные от меня дети а напротив кого и они питатели мои а по нашему Закону когда таковыми людьми быть свое обещание и клятву положили а преступя оную великой и тяжелой на себя грех понесть должны в указе дано и пограничной Канцелярии Генваря 10-го 1754-го определенному цонголова роду Главному ламе Гылуну соржею ширетую значить определен он по силе присланной в ту Канцелярию из Иркутской Провинциальной Канцелярии промемории по определению от Селенгинской воеводской канцелярии по имеющемся указам по усмотрению г-на бригадира и селенгинского коменданта Якобия Главным ламою велено ему смотреть за ламами между ими малые ссоры судить и производить в сборе и платеже ясака иметь ревностное старание данное из той же канцелярии августа 24 дня 1764 года вновь определенному да-ламе Сундуту Унагачееву указом велено быть при кумирне в служении как по их вере обыкновенно и порядок требует в учиненном в Канцелярии Пограничных дел Генваря 5-го 766-го году определении значит что хотя в атагановом роду до сего времени шанзабы никакого не бывало потому что кумирни у них не бывало а ныне есть построенная по дозволению г-на генерал-поручика бывшего иркутского губернатора и кавалера Бриля и когда им дозволено иметь и имеют кумирню то <13> и шанзаб при той кумирне по их закону быть неотменно должность по учиненной в селенгинскую в 750 году вновь от всех братских и ламах к положению в ясак к переписи показаны ламы – многие перешедшими из заграницы до разграничения а другие написанные в прежнюю 741 года перепись но перешедшие или из природных здешних кого не значится в черновом с посланного в Иркутскую Провинциальную Канцелярию из Селенгинской Воеводской Канцелярии об отсылке всем иноверцам ламам и новокрещенным вновь переписи октября 16-го 752 года доношении значит 1-е указом провинциальной канцелярии мая от 31-го велено всех родовых лам в ту перепись написать в ясак и за прошлые годы за кои они ясак не платили взыскать с них сполна и впредь сбирать бездоимочно да и малолетних написаться впредь к положению в ясак и когда они в указные лета придут тогда и с них ясак брать по указам без упущения и быть им в команде у определенного главного ламы цоржия а тех лам по прежней переписи показано 181 человек а по каким именно указам или определениям и чего ради от ясашного платежа избавлены требовала Провинциальная Канцелярия известие указом из канцелярии Правления Пограничных дел февраля от 27-го 752 года по прочем значит дано по мнению де Г-на бригадира и коменданта Якобии по означенной прежней 741 года переписи тунгусской породы и природных лам <13об> под ведением [по ведением] Главного ламы Цоржия 150 человек всположения в ясашный платеж надлежит оставить для того чтобы из оных лам многие как известно есть старые дряхлые увечные и весьма скудные и не только им ясак платить но и никакого собою движения и пропитания кроме прошения милостыни не имеют к тому ж и старшинских зайсанских и шуленгиных детей /: кои имеются в ламах же :/ по прежним данным делам и отцам их грамотам и указам ясаку брать не велено сии простые по многолюдству в здешнем ведомстве по их идолаторскому закону такими ламами в приношении молвы и в читании книг могли б довольствоваться из недостатка а сверх того числа уже впредь лам определять запретить дабы не отбывали ясашного платежа на то мнение указом присланным из Иркутской Провинциальной Канцелярии Селенгинской Воеводской Канцелярии апреля от 28-го 752 году велено о всем вышеописанном быть по мнению Г-на бригадира и коменданта Якобия Главный лама Нован Пункуц цоржи сказкою показал природных разных родов и табунуцкой породы наличные написанных по переписи 748 да сверх оного числа оказавшихся по вторичной переписи 748 году лам же кои происходили в ламы. После означенной же прежней переписи в разных годах происками отцов их у родственников тайшинские зайсанские шуленгинские засульские знменников <14> и рядовых ясашных платежных без ведома его соржия отбывая от ясашного платежа 163 человека а сверх того состоящих под ведением его ж нерчинского ведомства тангутской породы лам же 33 человека и всем оным учинена перепись и кои после прежней переписи определились в ламы и приспели в ясак в 18 и в выше летами те кроме старшинских детей положены в ясак против прочих селенгинских и ясашных иноверцев 148 нерчинские 33 итого 181 человек кои в прежнюю перепись написаны по вышеписанному указу оставлены всположения в ясак в прежних их ламских чинах под ведением Главного ламы цоржия и для того в правлении Приказали верхнеудинскому нижнему земскому суду предписать указ с тем дабы он держась прежде учиненных о ламах постановлений и сверх назначенного числа лам 150-ти человек в оное вводить не позволял что по проискам желающих быть ламами число их к отягощению простонародных не умножалось коих в число 150 лам поступить долженствуют о тех выбор и определение предоставить главным их ламам и кумиренным чинам на их собственное распоряжение о чем для ведома и Главным ламам вам Агалдаев'>Агалдаеву и Кытуркееву дать узнать сими указами а его Высокопревосходительству Ивану Алферьевичу за известия донесть Генваря 17 дня 1792 года. [подписи неразборчивы] Ключевые слова в этом документе | Главный лама (4/4) | Селенгинская воеводская канцелярия (3/1) | Якобий (3/4) | Агалдаев (2/7) | Иркутская Провинциальная Канцелярия (2/1) | Бандидо Хамба (1/26) | Бриль (1/1) | Верхнеудинский нижний земской суд (1/3) | Иван Алферьевич (1/1) | Кытуркеев (1/2) | Нован Пункуц (1/1) | Селенга (1/7) | Унагачеев (1/1) | |
Книжный магазин Центра восточных рукописей и ксилографов
Полный список книг -> |
||||
О ЦЕНТРЕ | Персоналии | English |
Copyright © 2002-2021 Олег Ринчинов | |||
© Все права сохранены. Страницы этого веб-сайта могут быть свободно связаны с другими веб-страницами. Содержание не подлежит повторному изданию, изменению без особого разрешения. Сайт находится в стадии разработки, поэтому любая информация может быть неполна или неточна. Мы приглашаем Вас присоединиться к выполнению нашего проекта. |
|||