Сокровищница мудрости Востока
Центр восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН
О ЦЕНТРЕ Персоналии English
РЕСУРСЫ

ПРОЕКТЫ

Цугольский дацан

ЦугольскийАльтернативные названия:
Цугилинский
Тибетское название:
Год основания:1801
ВедомствоАгинское

Цугольский дацан основан в 1826 г. бурятскими родами харгана, хуацай и галзут. Первоначально он существовал как войлочный дуган “близ хребта Урдунуй”, затем после ходатайства 1826 г. и разрешения начальника Нерчинского округа от 1827 г. были построены деревянные здания главного дугана (1827 г.), сумэ Найдан (1827 г.), в 1931 г. сумэ Майдари, Дэмчок, Гунриг. Из них родовыми аймачными сумэ были: сумэ Найдан и Дэмчок - зуун харгана, сумэ Гунриг - зуун хуацай, сумэ Махагала - галзут. Далее формируются дуганы, общие для всего прихода. Таким общим сумэ, кромецокчен-дугана, первоначально являлся Майдари дуган, основанный в 1831 г.

В архиве РГИА (ф. 821, оп. 133, д. 398) имеется чертеж 1854 г. цокчен-дугана Цугольского дацана - первого стационарного здания - это “трехглавое” здание, квадратное в основании. Если не считать квадратные башенки глав с окнами, основной корпус является одноэтажным. Вместе с тем есть сведения о том, что с 1831 по 1836 гг. шла постройка трехэтажного деревянного здания, на хурал освящения которого собралось более 200 лам и 3 тысяч прихожан. Как выглядело это здание неизвестно, неясно также чему соответствовал чертеж РГИА от 1854 г. - неосуществленному проекту или реально существовавшему зданию?

С середины 50-х годов по 1864 г. велась переписка о строительстве каменного здания цокчен-дугана. В 1864 г. генерал-губернатор разрешил постройку дугана по чертежу, утвержденному в этом же году. Строительство было завершено в 1869 г., но в 1887 г. дацан сгорел, от него остались только каменные стены. В 1889 г. здание было восстановлено “на остатках каменного основания”, как говорил Б. Барадин. Строителем сгоревшего и восстановленного цокчен-дугана был шанзодба Шойбон Намсараев. Сравнение чертежа 1854 г. с фотографиями дацана, снятыми в начале XX в. показывает идентичность конструкции. С 90-х годов в цокчен-дугане проводились перестройки, обновление, капитальные ремонтные работы, которые датируются 1893 и 1914-1914 гг.

Общеприходскими храмами, кроме цокчен-дугана, были сумэ Майдари, дуганы цаннит-дацана и манба-дацана.

Философская школа чойра или цаннит была основана в 1845 г, но первоначально не имела специального здания, занятия проходили в аймачном сумэ Найдан, основанном в 1827 г. Строительство специального здания чойра-дацана было утверждено в 1897 г.

В архиве РГИА имеются три утвержденных чертежа сумэ Аюши, датированных 1897, 1901 и 1910 г. Из них чертежи 1901 и 1910 г. скорее всего относятся к аймачному сумэ Аюши рода барун-харгана. Чертеж 1897 г. изображает квадратное одноэтажное здание типичной конфигурации для школ чойра других бурятских дацанов. Кроме того, этот чертеж соответствует современной фотографии, но в основании это здание, представляет собой вытянутый прямоугольник - не квадрат.

Майдари-дуган располагался севернее главного храма, приблизительно на одной линии с цаннит-дацаном. Первоначально дуган был построен в 1831 г., постройка нового здания была разрешена в 1897 г., по этому утвержденному проекту выстроено двухэтажное здание на каменном фундаменте с железной крышей.

Манба-дуган - каменное двухэтажное здание. История его основания длительная и неясная. В 1866 г. цугольцам не разрешили построить “молитвенный дом во имя бога Оточи”, но, вероятно, оно было все-таки построено и оформлено в 1877 г. как дар агинского тайши Тугултура Тобоева “на помин души своего сына - ламы Цугольского дацана” Г.-Ж. Тугултурова. Здание было сырым, поэтому ламы ходатайствовали разрешить им сделать деревянный пристрой. Проект датирован 1914 г., но здание было фактически построено раньше официального разрешения.

В конце XIX в. перестраиваются аймачные сумэ Дэмчок, Гунриг, в 1913 г. род галзут основал свое аймачное сумэ Махагала. В 1911 г. построено сумэ Арьябало для хурала маани.

| Агинский |
Книжный магазин Центра восточных рукописей и ксилографов


Бадлаева Т. В.
История светских библиотек в Забайкалье (вторая половина XIX в. - февраль 1917 г.)



История и культура народов Центральной Азии: наследие и современность. Ч. 1. История, источниковедение, историография, культура и образование. Ч. 2. Этнография, религиоведение, язык, фольклор и литература: Сб. науч. ст.


Andrey Bazarov and Nikolay Tsyrempilov
Catalogue of Tibetan gSung 'bum Collection of Centre of Oriental Manuscripts and Xylographs of the Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan studies of Siberian Branch of Russian Academy of Sciences. Volume I. Non-dGe lugs and Early dGe lugs sections

Полный список книг ->
О ЦЕНТРЕ Персоналии English
Copyright © 2002-2021 Олег Ринчинов

© Все права сохранены. Страницы этого веб-сайта могут быть свободно связаны с другими веб-страницами. Содержание не подлежит повторному изданию, изменению без особого разрешения. Сайт находится в стадии разработки, поэтому любая информация может быть неполна или неточна. Мы приглашаем Вас присоединиться к выполнению нашего проекта.